Если ехать в сторону Ярославля, то после переезда через железную дорогу Иваново-Москва начинается село Ново-Талицы, образованное на месте Талицого погоста на реке Вергузе. Первое упоминание относится к 1565 году, времени правления Ивана Грозного. Одна из улиц села названа именем Ивана Владимировича Цветаева, основателя всемирно известного Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Детство известного мецената прошло в этом старинном селе, где до настоящего времени сохранился дом семьи Цветаевых, в котором ныне разместился мемориальный музей.
На улице Цветаевых находится Никольский храм – один из самых старинных на Ивановской земле. Построен он был в 1775 году на средства адмирала Никифора Ивановича Молчанова. Каменный четырехпрестольный храм с колокольней стал украшением села. В холодной части храма устроены приделы в честь Святителя Николая Чудотворца, святого пророка Илии и святителя Димитрия Ростовского, в теплом приделе – престол в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы. При Николаевской церкви в 1855 году была построена церковь в честь великомученицы Варвары усердием помещика Петра Кирилловича Меркулова. История храма тесно связана с историей семьи Цветаевых. Отец Ивана Владимировича Цветаева служил священником в Никольском храме больше 30 лет, потом труды его продолжил сын Петр….
Никольская и Варваринская церкви были закрыты в начале 1930-х гг. и приспособлены под хозяйственные нужды. На территории Никольского храма и внутри его располагалось гаражное хозяйство сначала колхоза, затем совхоза. Колокольня вместе с папертью являлась сельским клубом. В кладбищенской церкви был склад горючего. В середине 1970-х гг. комплекс передали местному лесхозу, а в начале 1990-х гг. возвратили Русской Православной Церкви.
Первоначально службы шли в Варваринском храме, затем, уже в начале 2000-х, был отремонтирован теплый придел в честь великомученицы Параскевы. Выложен плиткой пол, отштукатурены и побелены стены, устроен временный иконостас. Милостью Божией, в настоящее время заново отстроен купол главного храма, а 10 ноября 2013 года, в день двойного престольного праздника, митрополитом Иваново-Вознесенским и Вичугским Иосифом было совершено освящение новосооруженного Креста Господня, воздвигнутого на купол при большом стечении прихожан и гостей. В текущем году милостью Божией удалось побелить стены в приделе великомученицы Параскевы, обновить богослужебную утварь и престол, приобрести новое паникадило. Труды по восстановлению жемчужины нашего села продолжаются.
Свято-Никольский храм.
Сохранение исторического наследия.
с. Николо-Талицы 2025г.
Земля отцов и детей!
Всё прошлое , настоящее и будущее слилось здесь, как в фокусе…
с. Николо-Талицы
Образовано на месте погоста на реке Вергуза.Первое упоминание относится к 1565 году, времени правления Ивана Грозного.
Талицкий погост, расположенный в 37 верстах от уездного города Шуи и в 100 верстах от губернского города Владимира.
Талицкий погост.
Погост Талицы стоял на широком холме. С одной стороны холм обрывался заросшей деревьями кручей, а другой – пологой, переходил в большой заливной луг. Луг назывался Красным, он был весь в цветах. Вокруг холма бежала речка Вергуза, заросшая тальником (отсюда, наверное, и название села). Вергуза не глубокая, с кристально чистой водой. На дне её повсюду били ключики. Их было очень много. Возле красного луга речка расширялась, образуя бочажок, где так хорошо было купаться.
За речкой на косогорах живописно раскинулись две небольшие (по десять-пятнадцать домов) слободки — Яковлевская и Шимановская. (Названы по фамилиям помещиков Яковлевых и Шимановских.) Вокруг села и слобод были луга, за ними поля. За полями до самого Иванова -лес, полный грибов и ягод. От Иванова к Талицам и дальше через лес шла немощёная дорога. В старинном селе Николо-Талицы стояла когда-то деревянная церковь, освящённая в честь Святителя Николая Чудотворца.
Талицкий приход составлял деревни: село Талицы, Балино, деревня Новая, Булатово, Захарово, Яковлево, Беляницы, Кадниково, Анкудиново, Песочнево, Голчаново, Михалёво. Деревни от церкви отстояли не более 4 верст. Препятствий к сообщению не имелось. Дворов прихода 291, душ мужского пола 777, женского пола 852 души.
В погосте существовали народные школы: мужская земская с 1868 года и церковно- приходская с 1895 года женская. Церковь построена на средства помещика Адмирала Никифора Ивановича Молчанова и прихожан. Благоговел храму Иваново-Вознесенский купец Зубков. Особо почитались в храме иконы Святителя Чудотворца Николая и Тихвинской Божией Матери.
19 декабря, 22 Мая и 9 июня устраивали крестный ход, а в Никольском храме в честь их совершалась Божественная литургия. Об этом рассказывали старожилы села.
Видный и редкий храм для всей Владимирской губернии
Иван Владимирович Цветаев писал:
«Если ехать из Иваново-Вознесенска по большой дороге, ведущей к Ярославлю, первым селом на этом пути будет Талицкий погост. С давних пор стоит он здесь среди лесов и полей, служа местом молитвы и кладбищем для своего и теперь ещё не малочисленного прихода. Все население погоста составляют только три семьи церковного причта и сторож. Домашние постройки их необширны, но кажутся еще меньше от соседства со здешним храмом, который своим большим объемом, изящной и высокой колокольней славится по всей округе. При виде этих размеров сельской церкви путешественник невольно задается мыслью о тех, кто когда-то положил много материальных средств и энергии на это сооружение, достойное большого и богатого города, а не этой крошечной деревушки. Этот видный и редкий для всей Владимирской губернии храм свидетельствует о том, что Талицкий погост имел некогда лучшие времена… В старину он был главою очень большого прихода, раскинувшегося на далекое пространство. Здесь были три священника и три церковных причта».
Храм был выстроен в 1775 г. на месте сгоревшей от молнии деревянной церкви на средства местного помещика – контр-адмирала Никифора Ивановича Молчанова. Его семья вела свой род от суздальца Ивана Молчанова, владевшего селом Миловское (ныне г. Комсомольск Ивановской области).
С северной стороны при храме находилось кладбище, к которому относилась небольшая однопрестольная церковь Святой Варвары (на фото она справа): «При Николаевской церкви имеется кладбищенская церковь, внутри ограды, построенная в 1855 году усердием помещика, тайного советника Петра Кирилловича Меркулова; зданием каменная» (В.Березин, В.Добронравов Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирский епархии. Выпуск 5. Шуйский, Ковровский, Вязниковский, Гороховецкий уезды)
Иван Владимирович Цветаев (4 мая 1847, Дроздово, Шуйский уезд, Владимирская губерния — 30 августа [12 сентября] 1913, Москва) — русский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед.
Член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1904 года — по разряду классической филологии и археологии), профессор Московского университета (с 1877 года), тайный советник.
Создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Отец Марины и Анастасии Цветаевых.
Основные труды учёного посвящены античной филологии, изучению италийских языков, а также искусства, культурной и общественной жизни древних народов.
Из писцовых книг мы узнаём, что в течение своего исторического бытия народ погоста имел своего рода происшествия, которые, конечно, не огромны, но всё же заслуживают внимания… и известности.
Ещё в XVI векае казанские татары, поляки, литовцы, казаки, черкесы и русские мятежники не раз разоряли деревни, жгли церкви, оставляя после себя пустые места. А в 1565 году царь Иоанн Васильевич (Грозный) включил в свою опричнину 19 городов со всеми уездамии, волостями и деревнями, и в их числе был Талицкий погост.
Не обходили жителей и смертоносные язва и холера, свирепствовавшие в XVII веке ( 1654год), от которых вымерло бесчисленное множество людей. Во избежание этих страшных бедствий, в благодарность Господу Богу, жители погоста и окружающих деревень, устраивали крестный ход, предварительно наложив на себя добровольный недельный пост.
О храме Талицкого погоста мы узнаём из статистических данных церквей и приходов Владимирской епархии в 1898 года… из архивных записей Владимирской духовной консистории…, статей И. В. Цветаева «Прежде и теперь», написанных им после приезда в село Талицы в 1894 году, и документов из архива Ивановской области (фонд 646, опись 1)..
Иван Владимирович Цветаев в статье «Прежде и теперь» писал:
«Здешний храм своим объёмом и изяществом и высокой колокольней славится по всей округе… Далеко были видны высокая колокольня и купол, окрашенные в белый и светло-жёлтый цвет»… «Большой колокол издавал спокойный, мелодичный звук, разливавшийся по всей округе»…
«Каменная церковь, крытая железо, построена на месте сгоревшей от молнии деревянной церкви.При пожаре были уничтожены все документы, хранившие историю этих мест…”
«Храм имеет вид корабля с тремя дверьми и 23 окнами и с полукруглым выступом для алтарей, наружных украшений не имеется. Длина церкви 13 саженей, ширина 8 саженей, выкрашена охрой»(фонд 646 опись 1). «Фасаду здания придают выразительность строгие колонны, кирпичные наличники… арки… Окна украшали затейливые решётки в виде колец, дуг, завитков, образующих измельченный узор. Престолов в церкви четыре: в холодной — в честь Святителя Чудотворца Николая, во имя Святого пророка Ильи и во имя Святителя и Чудотворца Ростовского Дмитрия; и в тёплом приделе — во имя Святой мученицы Праскевы».
«К церкви в 1820 году надстроена колокольня: каменные 3-х ярусная, крыта железо, стоит слева с Никольской церковью. Под ней помещается паперть. С западной стороны имеется полуярусный выступ для кладовой.
В первом ярусе имеется на южной стороне 6 колонн по три на каждом углу; на северной стороне такие же колонны снаружи и три внутри. На южной стороне дверь для входа в Никольскую церковь холодную и тёплую Пятницкую. Кроме дверей имеется ещё стеклянная дверь, а за ней тамбур о двух дверях со стёклами . Высота сей колокольни по плану имеет 16 саженей». (Фонд 646, опись 1).
История
А сельцо Талицы, Княгинино тож и несколько деревень и пустошей рядом Никифор Молчанов (тогда еще мичман, в капитаны 1 ранга произведен в 1745 г) купил у дворян Редриковых в начале 50х гг. XVIII в. Документов, подтверждающих приобретение имения в Талицах, автором обнаружено несколько – 1742, 1744 и 1761 гг.
Из Отказных книг Дело №32:«Никифору Иванову Молчанову поместье Ивана Михайлова Редрикова Суздальского уезда сельцо Талицы, деревня Куминова, пуст.Гренкова, Бренкино тож, Абросова, Алифина, Киселева, Дергаусова, Алексина на 4 листах.
Владельцы: Афанасий Иванов Редриков – Никифор Иванов Молчанов» (РГАДА Фонд 1209 оп.226 кн.11362 с.0364) Орфография источника сохранена.
Дело №47 1744 года:« Дело по прошению Никифора Иванова сына Молчанова о записи за ним недвижимого имения, доставшегося ему по покупке от Самойлы Данилова сына Редрикова, а ему дошедшаго по наследству после двоюродного брата его Ивана Михайлова сына Редрикова, состоящего в Суздальском уезде в сельце Талицах и в деревне Куминово началось Декабря дня 1744 года на 2х листах» (РГАДА Ф. 1209. Оп. 947 Дела старых и молодых лет. Суздальский уезд кн.11419 с.0061-0062)
Дело №33: «Просьба Никифора Иванова Молчанова о справке за ним по купчей от Алексея Александрова Редрикова недвижимого имения Суздальского уезда в сельце Талицах, Княгинино тож, в пустошах Алексинине, Федоркове, Дехтярихе, Кадневникево тож /не читается…Кадниково?/, Коленине, Федорцове меньшой помечено 1761 года Июля 11го дня на 3х листах» (оп.947 кн.11340 с.0351)
Семейство Молчановых
В XVIII веке Талицкий погост принадлежал семейству Молчановых, которые оставили свой след в развитии этого края. Род свой Молчановы ведут от суздальца Ивана Молчанова, владевшего до 1913 года селом Миловское (ныне город Комсомольск ).
У Молчанова было два сына: Григорий меньшой (то есть младший) и Григорий большой (то есть старший), который в 1592 году был наделен собственными землями, или, по выражению того времени, верстан «поместным окладом», именно он стал продолжателем рода Молчановых. Большой интерес для истории села Талицы представляет старинная усадьба контр-адмирала Никифора Молчанова, которая располагалась напротив Талицкого погоста, на крутом берегу реки Вергузы.
Во внешнем облике и в планировке он сохранил черты усадебной архитектуры русского классицизма XVIII века. Когда- то таких домов было много по всем уездам Центральной России, теперь их почти не осталось. Поместье не относится к прославленным дворянским усадьбам. Это типичное дворянское гнездо первой половины 18 века, которое просуществовало до 1917 года.
Контр-адмирал Никифор Иванович Молчанов
Место его рождения – родовая вотчина Молчановых – село Миловское (ныне г.Комсомольск Ивановской обл.) Василий – не родной(!) брат Никифора Молчанова (об этом в след. статьях).
В 1720 г. он поступает на службу гардемарином на флот Петра Великого.
21 апреля 1727 г. произведен в мичманы. В 1731-1738 гг. служил в Астрахани, командовал яхтой «Элизабет» (1738-1741 гг.), участвовал в наборе рекрутов в Ярославской губернии, произведен в лейтенанты, в 1745 г. в капитаны I ранга и ему было доверено командование кораблем «Святой Иоанн Златоуст». В 1748 г., командуя кораблём «Святой Николай», перешел из Архангельска в Ревель. В 1754 г. Никифор Иванович был отправлен в отпуск по болезни в его дом в сельце Талицы Суздальского уезда.
Тогда же «усердием помещика Молчанова и прихожан» и была построена церковь Николая Чудотворца в Талицком погосте. Уже в 1757-1758 гг. Молчанов командовал кораблями «Святой Сергий» и «Святой Иоанн Златоуст» в составе эскадры адмирала З.Д. Мишукова. В 1759 г. Никифор Иванович переводится в Архангельск для исполнения должности капитана порта и главного командира базировавшихся там кораблей. В 1762 г. был произведен в контр-адмиралы. 40 лет службы подорвали его здоровье. 2 января 1765 г. Н.И. Молчанов скончался, «4 января разрешено из Санкт-Петербурга тело его увезти для погребения в с. Тальцы Суздальской епархии».
Василий Молчанов
Судьба брата Василия Молчанова. В 1721 г. он поступает на службу гардемарином. В год смерти Петра Великого (1725 г.) он находился в Испании. В 1727 г. произведен в мичманы «до вакансии», с января 1728 г. до 1731 г. служил в Астрахани, а затем на Балтике, где участвовал в различных кампаниях на кораблях «Леферм», «Арондель», «Императрица Анна». В 1741 г. он командовал брандвахтенной шхуной «Вестеншлюп», с 1742 г. — кораблем «Олифант», а в следующем году на том же корабле отличился в сражении со шведами при Корпостреме. Командовал пакетботом «Курьер». В 1747 г. «за болезнью был отпущен в дом до указа». 20 ноября 1749 г. «за бытностью в сражении со шведами» Василий Иванович был произведен в капитаны II ранга, со старшинством с 15 июля 1744 г. 4 февраля 1752 г. он увольняется со службы в чине капитана I ранга. Погребен на Талицком погосте.
Братья Никифор Иванович и Василий Иванович жили в усадьбе сельца Талицы. Усадьба была благоустроена, перед домом разбит красивый липовый парк, сзади дома вырыт пруд. Посажены аллеи из хвойных деревцев (сосен и елей). Исходили аллеи от одного места: сзади дома шла аллея, заканчивалась она огромным земляным бугром в виде холма. От этого «грибка» ровными рядами в виде лучей расходились 12 аллей. Здесь проходили празднества, гуляния молодежи всего Талицкого прихода. Гуляния продолжались вплоть до 30-х годов XX в.
Правнучка Никифора Ивановича – Мария
Правнучка Никифора Ивановича – Мария – вышла замуж за генерал-майора В.И. Шимановского и продолжала жить в отцовском доме. Барыня Шимановская переселила из поместья мужа в свою вотчину нескольких человек, дала земли, ссуду, освободила от поборов и работ, что дало возможность переселенцам обжиться на новых землях. Так появилась новая форма поселения – «слобода» (от слова свобода). Название «Шимановская слобода» (Шимановка) до сих пор живет.
Марья Яковлевна продолжала содержать Талицкое поместье в образцовом порядке. Здесь были гуси, утки, лебеди, индюки, огромная пасека. Перед домом ухоженный липовый парк, пруд изобиловал рыбой (разводили карасей, карпов). Выращивали овощи, в том числе и помидоры, которые в те времена считались диковинным овощем.
Беген Александр Густавович, с 1895 года был последним владельцем Талиц. Владелец молчановского имения, приобретя его по купчей у наследников. Александр Густавович Беген же, судя по семейному списку иваново-вознесенских мещан, родился в 1852 году.
Сельцо Талицы — Талицкий погост – Николо –Талицы- село Ново-Талицы
В середине 17 века на месте, где сейчас широко раскинулось современное село Ново-Талицы Ивановского района, располагались сельцо Талицы, Княгинино тож, владельцами которого Писцовые книги Суздальского у. в 1678 году называют Редриковых Афанасья Михайлова сына и Ивана Иванова сына, а также Ивана Васильева сына Стромилова , и село Талицы с Никольским храмом: «За Никольскими попами Никитою и Кузьмою с причетниками село Талицы»
[Оп.61 кн.11331 №424 №425 №426 с.0190 + №473 с.0194]
Позже это место стали называть Талицким погостом: «Сей погост расположен на речке Вергузе и находится от уездного города в 87 верстах, а от губернского во 100 верстах».Погост — понятие более древнее и более широкое, чем просто «сельское кладбище». Свои истоки оно берет от слова «гостить».
В XVIII — XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом.
В 1775 году на месте сгоревшей от молнии деревянной Никольской церкви на средства местного помещика контр-адмирала Н. И. Молчанова, купившего сельцо Талицы у Редриковых, его сыновьями был возведен Никольский храм. Краевед А.М.Тихомиров, ссылаясь на устное предание старожилов, в своих работах указывает датой возведения этой церкви 1755 год.
Октябрьский переворот
После октябрьского переворота 1917 г. поместье перешло в ведение местного райсовета.
В 1918 г. здесь была образована «Коммуна имени Ленина». Председателем ее стал Василий Михайлович Лабазов. В Коммуну шли все желающие. В основном, это были неимущие.
С огромной радостью расселились они в поместье, заняли господский дом со всем имуществом, весело работали. Сначала жили дружно, вырубали лес, продавали его. Потом начались раздоры, и коммуна распалась в 1920 г. Коммунары стали покидать поместье.
Василий Михайлович Лабазов взялся за организацию колхоза. Так в 1922 г. появился колхоз «Верный путь». Усадьба постепенно приходила в упадок. Дом разграбили, а на нижнем этаже дома колхоз устроил мельницу.
Дому грозило полное разрушение. И только в 1940-1950-е годы колхоз продал дом Ивановскому меланжевому комбинату. Усадьба была благоустроена, открылся сначала детский сад, а потом однодневный дом отдыха и санаторий для рабочих комбината. Сегодня в здании находится администрация Ново-Талицкого сельского поселения.
Цветаевский период
В 1853 г. в Талицкий погост был направлен священник из села Дроздова Владимир Васильевич Цветаев, много сделавший для приведения в порядок дроздовских храмов и пользовавшийся большим уважением и любовью прихожан. Величественный Талицкий храм он застал в запустении. Пришлось обратиться к благотворителям. Средства на реставрацию иконостасов и настенной живописи дал иваново-вознесенский фабрикант А.Ф. Зубков.
В течение 31 года (1853–1884) служил в Талицком погосте В.В. Цветаев и оставил о себе светлую память. Он был одним из основателей народного образования в приходе. Здесь существовали земская школа, открытая в 1868 г., и церковно-приходская, учрежденная в 1895 г.
Семья Цветаевых
В семье Владимира Васильевича и Екатерины Васильевны Цветаевых было семеро детей, однако, трое из них умерли в младенческом возрасте. Четверо сыновей священника Цветаева — Петр, Иван, Федор и Дмитрий «вполне оправдали себя и вышли людьми очень почтенными, достойными имени своего отца». Именно о них Марина Цветаева напишет:
У первой бабки — четыре сына,
Четыре сына — одна лучина,
Кожух овчинный, мешок пеньки, —
Четыре сына, — да две руки!
Как ни навалишь им чашку — чисто!
Чай, не барчата! — Семинаристы!
После смерти отца Владимира труды его продолжил сын Петр, который служил в храме до 1902 г. Большую известность получил другой сын В.В. Цветаева – Иван Владимирович, филолог и искусствовед, основатель московского Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Его дочь — поэт Серебряного века Марина Цветаева.
Цветаевским этот дом стал в 1853 году, когда сюда со своей семьей приехал дед Марины Цветаевой – отец Владимир (Владимир Васильевич Цветаев). Дело в том, что приход храма Николая Чудотворца на тот момент в делах веры был в полном запустении, и сюда требовался Пастырь образованный, благоразумный, деятельный и безукоризненный в нравственности. Именно таким священником становится отец Владимир. За тридцать один год его службы в храме было сделано очень многое: обновлен иконостас, обновлена церковная утварь и ризница, перелит колокол с добавкой веса, открыта школа. Поначалу здания у школы не было, и дети приходили заниматься в дом священника. Отец Владимир был очень образованным человеком. Сохранились самодельные тетради, в которых его рукой переписаны стихи Державина, Пушкина, Грибоедова, менее известных авторов. Есть тетради, в которых авторство не указано, возможно, эти стихи принадлежат самому отцу Владимиру.
Все четверо по семейной традиции окончили Шуйское духовное училище, а затем Владимирскую духовную семинарию.
Петр Цветаев (1842-1902) – старший из сыновей – продолжает дело своего отца и становится священником. Получив аттестат, он отправляется в село Першино. Служит в местном храме, преподает в школе, там же женится на Марии Александровне Богословской. Но в 1884-м в Талицах умирает его отец – о. Владимир, и Петр со своей семье переезжает в Талицы. Как и отец, он преподает в земской школе, создает в приходе хор мальчиков, сам обучает их церковному пению. Этот хор мальчиков был замечен самим императором на открытии Нижегородской ярмарки – по личному указанию императора всем мальчикам были пошиты парчовые стихарики. Это было большим событием не только для села, но и для всего уезда. По инициативе Петра Владимировича в 1895 году в Талицах открывается церковно-приходская женская школа.
Фёдор Цветаев (1849-1902) после окончания Петербуржского университета преподает русскую словесность в Шуйской мужской гимназии, в реальном училище Орла, а в 1884 году переезжает в Москву. В Москве он работает в 6-й мужской и во 2-й женской гимназиях. Федор Владимирович был очень талантливым педагогом, преданным своему делу. Он любил учеников, и они платили ему такой же искренней любовью; паломничество к нему домой после окончания гимназии и поступления в высшие учебные заведения стало традицией. Впоследствии ученики писали ему, просили совета в трудных обстоятельствах.
Один из учеников Цветаева, русский писатель Иван Шмелёв вспоминал о своём учителе: «Плотный, медлительный, как будто полусонный, говоривший чуть-чуть на «о», посмеивающийся чуть глазом, благодушно, Федор Владимирович любил «слово»: так, мимоходом будто, с ленцою русской, возьмет и прочтет из Пушкина… <…>
Имел он песен дивный дар
И голос, шуму вод подобный, – певуче читал Цветаев, и мне казалось, что – для себя.
Он ставил мне за «рассказы» пятерки с тремя иногда крестами,– такие жирные!»[1].
Дмитрий Цветаев (1852-1920) после окончания Шуйского училища поступает во Владимирскую духовную семинарию, заканчивает её с золотой медалью и за казенный счет отправляется в Петербуржскую духовную академию – ему пророчат будущее ученого-богослова. Но параллельно с учебой в академии он закачивает Военные педагогические курсы и, имея на руках два диплома, преподает историю, русский язык, литературу, педагогику. Со временем интерес к истории возобладал над остальными пристрастиями – им написано более шестидесяти трудов по истории России. Дмитрий Владимирович интересовался философией, археологией, искусством, историей религии и церкви. Тематика его трудов очень широка. В 1911 году он был назначен управляющим Московским Архивом Министерства Юстиции, где и прослужил до 1920 года, до конца своих дней (сейчас это Российский государственный архив древних актов – РГАДА). Добросовестный и дотошный, как все Цветаевы, он подробно изучал своё новое дело, писал о состоянии архивов, о мерах по улучшению архивного дела. При нем архив стал одним из научных центров России.
Иван Цветаев (1847-1913) – самый известный из братьев, заслуженный профессор Императорского Московского университета, филолог-классик с мировым именем, основатель и первый директор Музея изящных искусств им. императора Александра III в Москве (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). После окончания Шуйского училища и Владимирской семинарии он отправляется в Петербург и поступает сначала в Медико-хирургическую Академию, но вскоре переводится в Университет, т.к. обнаруживает в себе «склонность к изучению предметов историко-филологического факультета». Его обучение начинается с прошения – отец не мог платить за его учёбу, и в числе других бедных студентов он обучается бесплатно. В 1870 году Иван Владимирович окончил университетский курс со степенью кандидата и золотой медалью за сочинение на тему «Критическое обозрение Тацитовой Германии» и был оставлен при университете стипендиатом для усовершенствования в классических языках. Окончание университета почти совпало с празднованием пятидесятилетнего юбилея этого учебного заведения (1869 год), когда по всем факультетам было распределено сто казенных стипендий. Цветаеву назначили 600 рублей в год, а тогда и 25 рублей в месяц были достаточной суммой. В одном из писем он писал своему отцу: «Нужда в деньгах, наконец, оставила меня. Теперь я не только каждый день обедаю, посещаю театр, покупаю книги, но даже купил себе часы». (Эти часы, как и многие другие личные вещи Ивана Владимировича можно увидеть в экспозиции музея).
Уже в 1871-м он впервые едет за границу с ученой целью. В Италии он занимается эпиграфикой – наукой, изучающей надписи на твердом материале. Результатом большого труда явилось прекрасное издание в пяти книгах памятников древнеиталийской письменности «Италийские надписи», которое принесло ему не только русскую, но и европейскую известность.
В 1879-м он становится профессором Московского университета по кафедре римской словесности. За заслуги в изучении корней латинского языка он стал почетным доктором Болонского университета в Италии, Российская академия наук присудила ему медаль, Петербургский университет избрал своим почетным членом. Параллельно, с 1881 года началась его почти тридцатилетняя служба в московском Румянцевском музее.
Тогда же началась работа по созданию Музея Изящных Искусств на Волхонке. «Но мечта о музее началась намного раньше, в те времена, когда мой отец, сын бедного сельского священника села Талицы, Шуйского уезда, Владимирской губернии, откомандированный Киевским университетом за границу, двадцатишестилетним филологом впервые вступил ногой на римский камень. Но я ошибаюсь: в эту секунду создалось решение к бытию такого музея, мечта о музее началась, конечно, до Рима – еще в разливных садах Киева, а может быть еще и в глухих Талицах, Шуйского уезда, где он за лучиной изучал латынь и греческий. «Вот бы глазами взглянуть!» Позже же, узрев: «Вот бы другие (такие же, как он, босоногие и «лучинные») могли глазами взглянуть!» – писала Марина Цветаева в очерке «Музей Александра III».
В 1888 году Иван Владимирович увольняется с кафедры римской словесности и возглавляет кафедру истории и теории искусств. Сам он это объяснял не сменой интересов, а естественным их развитием. Любовь к античности привела к изучению истоков латыни, а это, в свою очередь, заставило работать во всех музеях Италии. Он поставил перед собой цель создать при университете настоящий музей античного искусства, который не только расширял бы кругозор студентов, но и был общедоступным просветительским центром. Многие считали античное искусство языческим, чуждым христианской культуре. А Иван Цветаев, сын сельского священника, смог стать выше догм и понять мировое значение дохристианских памятников. «Фидий за 4 с половиной века до нашей эры скомпоновал его таким же всеблагим, как наша церковь изображает Спасителя… Несомненно, что Фидий был человеком глубоко религиозным», – писал он по поводу знаменитой статуи Зевса.
Музей строился на пожертвования, денег государством почти не выделялось. Иван Владимирович, будучи человеком очень деятельным, обходил самые состоятельные дома Москвы, Петербурга и фактически уговаривал людей выделить деньги на строительство и нужды музея. «В таком деле, как наше, без веры в лучшие стороны людей обойтись нельзя. Со скептицизмом ничего нового, ничего большого не сделаешь. Это чувство разрушает, а не создает. Скептицизм – удобное свойство для осторожного чиновника, а в нашем созидательном деле главный рычаг – вера, которая по Писанию, горами ворочает… И я буду держаться этой веры при всяких обстоятельствах дела. Обманут её ныне, восторжествует она завтра. Побьёт её сегодня какой-нибудь Иван, зато приголубит и укрепит её своей симпатией и щедростью завтра какой-нибудь Пётр».
В мае 1912 года, 31 числа, состоялось торжественное открытие Музея. На нем присутствовала императорская семья. «Казалось, весь Рим и вся Греция пришли на поклон к России. Мой отец, сын сельского священника, поставил посреди Москвы храм, которому стоять, пока Москве – быть», – так вспоминала этот день Марина Цветаева. В текущем, 2012 году, Музею исполнилось сто лет.
Судьбы всех братьев неразрывно связаны с отчим домом в Талицах, который был для них символом духовного единения с малой родиной. Но в 1928 году, когда никого из братьев уже не осталось в живых, дом был национализирован и передан со всей обстановкой и личными вещами прежних обитателей семье Смирновых, прожившей в этом доме шестьдесят лет – до 1988 года. В середине 80-х годов в Талицах образовалась инициативная группа по созданию цветаевского музея. В неё вошли учителя местной школы, краеведы, журналисты, преподаватели Ивановского государственного университета. В 1987 году на доме была установлена мемориальная доска в память об Иване Владимировиче Цветаеве, а в 1988 году дом был выкуплен государством и в нем началась работа по основанию музея.
Дом реконструировался методом переборки, но при этом удалось сохранить почти 80% прежней древесины. Планировка дома почти не изменилась: кухня, четыре комнаты, мансардный этаж и хозяйственные постройки. Параллельно с ремонтом дома шла работа по созданию экспозиции музея, собирался материал. Часть предметов была выкуплена вместе с домом у семьи Смирновых (как уже упоминалось, дом им достался со всеми вещами прежних обитателей – Цветаевых). Это мебель, посуда, оклады икон, предметы религиозной символики. Но бóльшая часть вещей была сохранена Валерией Ивановной Цветаевой, дочерью от первого брака Ивана Владимировича. После её смерти их сохранила Евгения Михайловна Цветаева – жена Андрея Цветаева, родного брата Валерии. Она же и передала эти вещи в музей.
В экспозиции музея можно увидеть мебель, которая была привезена в этот дом в 1892 году из дома в Трехпрудном переулке. Дело в том, что Иван Владимирович был женат дважды. И после того, как умерла его первая жена Варвара Дмитриевна Иловайская, дочь известного историка Дмитрия Ивановича Иловайского, в доме появилась новая хозяйка – Мария Александровна Мейн. Она решила поменять обстановку в доме, и часть мебели была отправлена в Талицы. Так же в экспозиции представлено множество личных вещей Ивана Владимировича: футляр для разменной монеты; его знаменитое пенсне; ракушки и статуэтка Мадонны, привезенные им из путешествий по Италии; баул и саквояж, с которыми он путешествовал; скифос и амфору, которые он привез с раскопок в городе Помпеи. Он лично участвовал в этих раскопках.
Современная экспозиция музея мемориальна и представляет жизнь, быт и духовные искания этого удивительного рода. Коллекция подлинных Цветаевских предметов в фондах музея является одной из крупнейших в стране и насчитывает около 10 000 единиц хранения. В 1980 году сюда приезжала Анастасия Цветаева поклониться могилам предков.
Каждую весну в последние выходные мая в музее проводятся Цветаевские чтения, на которые приезжают самые разные люди. Чтения проходят в форме музейного праздника, попасть на них может любой желающий. В эти дни в музее собираются потомки семьи Цветаевых, представители Цветаевских музеев, поэты, писатели…
Перед домом-музеем установлен единственный до недавнего времени памятник Ивану Владимировичу Цветаеву.
«Оттуда – из села Талицы, близь города Шуи, наш Цветаевский род. Священнический. Оттуда музей Александра III на Волхонке,… оттуда мои поэмы по две тысячи строк и черновики к ним в двадцать тысяч, оттуда у моего сына голова, не вмещающаяся ни в один головной убор. Большеголовые все. Наша примета.
Оттуда – лучше, больше, чем стихи – воля к ним и ко всему другому – от четверостишия до четырехпудового мешка, который нужно – поднять – что! – донесть.
Оттуда – сердце, не аллегория, а анатомия, орган, сплошной мускул. Пешее сердце всех моих лесных предков от деда о. Владимира до прапращура Ильи.
Оттуда (село Талицы, Владимирской губернии, где я никогда не была), оттуда – всё».
Елена Шведова «Наш Цветаевский род» Опубликовано в журнале Homo Legens, номер 2, 2012
Храм великомученицы Варвары
Небольшой храм Варвары рядом с колокольней был перестроен в 1855 г. из существовавшей часовни на средства помещика генерал-майора Петра Кирилловича Меркулова (умер в 1857 г.) в память жены Варвары Яковлевны (урожденной Молчановой, внучки Никифора Ивановича) и детей.
Он писал по этому поводу во Владимирскую духовную консисторию: «Во Владимирской губернии Шуйского уезда состоит имение моей жены в сельце Талицах, где существовала церковь и при ней кладбище, на котором погребены дед, отец и другие родные моей жены и сама моя жена. Над прахом же часовня. Ныне я желаю в означенной часовне для совершения литургии по душам их устроить алтарь и сделать новую пристройку». Желание П.К. Меркулова было исполнено.
Надгробные плиты на могилах членов семьи Цветаевых на Талицком погосте
Фамилия Цветаевых встречалась и на кладбище. Возле алтарной стены церкви, был участок, обнесённый деревянной оградкой, где на чёрных постаментах лежали пять тёмно-серых гранитных плит с отшлифоваными на плоскости четырёхконечными крестами и надписями на торцах.
На одной было написано: “ Протоиерей Владимир Васильевич Цветаев. Скончался 19 марта 1884 год. На 64 г. жизни”.
На второй педагог: “ Фёдор Владимирович Цветаев. Скончался 11 февраля 1901 г. 51 г.
Под другими плитами покоился прах жены отца Владимира, Екатерина Васильевны, сына Петра и внука — отрока Ивана ( плита меньшего размера). Надписи на плитах нам тогда ни о чём не говорили,
У церковной стены перед памятниками на высоком постаменте стояла беломраморная статуя ангела с раскрытой книгой в руках. Были на участке и могилы с крестами.
В 1928 году появились два новых креста — над могилами восьмидесятилетней Марии Александровны Цветаевой и её дочери Антонины Петровны, которые немного не дожила до 38 лет. В апреле она умерла от хронической болезни почек, оставив двухлетнюю дочь Тамару и двенадцатилетнего сына Колю. Скончалась буквально через 3 дня после смерти младшей, любимой дочери.
Богослужения в Талицком храме прекратились в 1938 г.
Официально храм закрыли по постановлению облисполкома от 9 мая 1939 года.
В зимней части был открыт кинотеатр, а летняя практически не использовалась.
С 1956 г. местные жители начали добиваться в облисполкоме разрешения на открытие Никольского храма для богослужений. Чтобы положить конец этим требованиям, местные органы власти приняли решение изуродовать здание, чтобы оно потеряло церковный вид.
5 сентября 1958 года жители написали отчаянное письмо К.Е. Ворошилову, занимавшему в те годы пост председателя Президиума Верховного Совета СССР:
«Два дня назад начали ломать… остановите это дикое постановление по отношению к церкви, которая считается памятником старины! Снесена глава, приступили к разрушению колокольни и купола, по распоряжению председателя колхоза «Верный путь» Трофимова решено колокольню уронить».
Несмотря на протесты, от величественной колокольни остался только первый ярус, а на здании храма снесли высокий восьмерик с главой. Остатки здания передали под мастерские райлесхоза.
В настоящее время храм восстанавливается, богослужения в нем совершаются. На Никольском храме и колокольне выполнены новые завершения, правда, не имеющие ничего общего с былым великолепием.
Храм великомученицы Варвары
Церковь была ликвидирована в 1930 г.. Использовалась под зерносклад и молочный пункт местного колхоза.
При «ликвидации» Варваринской церкви-усыпальницы в 1930 г. из склепа вытащили гроб с останками штабс-ротмистра Якова Петровича Меркулова (1814–1849), сына устроителя усыпальницы. На скелете сохранялись фрагменты парадной военной формы и особенно выделялись лакированные сапоги. Один местный пьяница бросился к гробу с криком: «Чур, сапоги мои!», но сапоги при прикосновении рассыпались в прах.
Точно так же рассыпалось в прах создававшееся веками богатейшее убранство Талицких храмов и погоста. В кладбищенской церкви в советское время был склад горючего местного колхоза, потом совхоза.
Богослужения в Варваринском храме возобновились в 1992 г.
Музей семьи Цветаевых и Свято-Никольский храм имеют общее историческое начало.
Сегодня — это единый туристический и культурно исторический центр.
Музей семьи Цветаевых и храм Святителя Николая имеют важное значение для города Иваново и Ивановской области, так как связаны с историей семьи Цветаевых и села Николо-Талицы (наст. вр. с. Ново-Талицы) Музей и храм образуют единую историческую территорию и активно взаимодействуют: Туристы, приезжающие в музей, посещают Свято-Никольский храм и участвуют в богослужении.
Основными достопримечательностями села Николо-талицы (наст. вр. с. Ново-талицы) Ивановского района являются Свято-никольский храм и Музей семьи Цветаевых. Социальный тур начинается с посещения храма. У туристов есть возможность приложиться к частицам мощей святых и посетить место захоронения членов семьи Цветаевых и основателей Цветаевского рода. Далее продолжается экскурсия в Музей семьи Цветаевых.
Музей расположен в доме, где с 1853 года по 1928 год жили несколько поколений семьи Цветаевых. Экспозиция построена на подлинных экспонатах. Здесь сочетается быт священнического дома с крестьянским укладом и творческий мир ученого и писателя. Личные вещи, книги, фотографии, предметы быта представителей семьи Цветаевых дают возможность посетителям почувствовать атмосферу дома, прикоснуться к его реликвиям.
Разрушенная колокольня приводит к потере важного символа и достопримечательности, обесценивает святость истории города, села.
Жива церковь — живёт город
Утрата архитектурного памятника и части исторического наследия.
Архитектурный ансамбль Свято-Никольского храма села Ново-Талицы был возведён в 1775 году контр-адмиралом Н.И. Молчановым. Храм имел законченные гармоничные пропорции и формы. Ансамбль отличался очень высокой колокольней, с высоты которой открывался обзор радиусом до 100 км, она была самая высокая в округе г. Иванова.
Свято-Никольский храм всегда был центром духовно-нравственного просвещения населения. Это колыбель знаменитого рода Цветаевых, основатель которого, о Владимир Цветаев, был настоятелем храма во второй половине XIX. Он организовал образовательную и просветительскую деятельность, открыть первую церковно-приходскую школу, богадельню для пожилых людей, воспитал достойное поколение, во многом прославивших нашу Родину.
В годы советской власти храм был закрыт, помещение использовалось под различные хозяйственные нужды, приходило в упадок и запустение.
В послевоенные годы, в период послабления гонений на православную веру, жители нашего села написали ходатайство в местный райисполком об открытии храма и возобновлении Богослужений.
Но власти решили иначе- искоренить церковную общину. Исчезнет основа –исчезнет вера. Храм был обезглавлен, величественная колокольня взорвана.
Врагу рода человеческого, на время удалось сломить духовный ориентир, сломить мачту у корабля спасения. Жители остались у разбитого источника жизни, нравственности, созидания и просвещения. Несколько поколений нашей страны было воспитано в эпоху безбожия и духовного обнищания.
Без памяти о Боге вера начала ослабевать, оставляя место пороку и безнравственности. На рубеже XXвека наша страна была разорена, продана и разбита, завоевана без единого выстрела, путем предательства, обмана и наживы.
С верой и упованием на помощь Божию!
Пройдя испытания и тернистый путь обездоленности, обнищания физического и духовного, в поисках спасения и восстановления нашей России, многие люди пришли заново к понятиям духовно-нравственной жизни.
Нет веры – нет нравственных основ. А значит будет война, разрушения и забвение.
И снова, как в середине XXвека, с верой и упованием на помощь Божию, пройдя испытание периодом безбожия, мы обращаемся ко всем неравнодушным людям за помощью в воссоздании колокольни Свято-Никольского храма села Ново-Талицы – духовного маяка нашего сельского поселения.
Будет стоять колокольня — будет стоять духовный ориентир для наших поколений!
Будет утверждена и жива православная вера в сердцах и делах наших жителей!
Будет жить и процветать наша Родина! Во веки веков!
УЩЕРБНЫЙ ВНЕШНИЙ ВИД ХРАМА БЕЗ КОЛОКОЛЬНИ СО СТОРОНЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ТРАССЫ